Страница 3 из 3 • Устранение неоднозначности. Получатель я приходит к выводу, что отправитель S намеревался донести до него смысл высказывания Рi (где в идеале ). Большинство отправителей сообщений не намерены придавать неоднозначный смысл своим речам, но большинство фрагментов речи имеет несколько допустимых интерпретаций. Тем не менее общение возможно благодаря тому, что получатель берет на себя труд по выяснению того, каковой именно является интерпретация, которую отправитель по всей вероятности хотел до него донести. Обратите внимание на то, что здесь впервые в этой главе авторы употребили слово вероятность, поскольку устранение неоднозначности — это основной процесс в общении, в котором интенсивно используется формирование рассуждений в условиях неопределенности. В результате анализа вырабатываются возможные интерпретации; если будет обнаружено больше одной интерпретации, то на этапе устранения неоднозначности должен быть сделан выбор той из них, которая является наилучшей. • Усвоение. Получатель Н решает, что нужно поверить (или не поверить) в истинность высказывания. Совершенно наивный агент может верить всему, что он слышит, но более развитый агент трактует речевой акт как свидетельство в пользу истинности высказывания, а не как ее подтверждение. Совмещение всех этих этапов позволяет создать программу агента, приведенную в листинге 22.1. В данном случае агент действует как ведомый робот, которым может командовать ведущий агент. При каждом акте общения ведомый отвечает на вопрос или выполняет команду, если ведущий выдал эту команду, а также принимает на веру все утверждения, высказанные ведущим. Кроме того, он комментирует (однократно) текущую ситуацию, если не имеет никаких срочных дел, которые должен был бы сделать, а также планирует свои собственные действия, если его оставляют в покое. Типичный диалог между ведущим и ведомым приведен в табл. 22.1. Таблица 22.1. Типичный диалог между ведущим и ведомым Листинг 22.1. Общающийся агент, который принимает команды, вопросы и утверждения. Этот агент способен также описывать текущее состояние или выполнять "обычные" действия, не связанные с речевым актом, если в данных обстоятельствах не о чем говорить
<< В начало < Предыдущая 1 2 3 Следующая > В конец >> |