Страница 1 из 2 • Как думают и действуют люди и животные? Истоки научной психологии обычно прослеживаются до работ немецкого физика Германа фон Гельмгольца (1821-1894) и его студента Вильгельма Вундта (1832-1920). Гельмгольц применил научный метод для изучения зрения человека, и выпущенная им книга Handbook of Physiological Optics даже в наши дни характеризуется как "непревзойденный по своей важности вклад в изучение физики и физиологии зрения человека" [1111, с. 15]. В 1879 году Вундт открыл первую лабораторию по экспериментальной психологии в Лейпцигском университете. Вундт настаивал на проведении тщательно контролируемых экспериментов, в которых его сотрудники выполняли задачи по восприятию или формированию ассоциаций, проводя интроспективные наблюдения за своими мыслительными процессами. Такой тщательный контроль позволил ему сделать очень многое для превращения психологии в науку, но из-за субъективного характера данных вероятность того, что экспериментатор будет стремиться опровергнуть выдвинутые им теории, оставалась очень низкой. С другой стороны, биологи, изучающие поведение животных, не пользовались интроспективными данными и разработали объективную методологию, как показал Г.С. Дженнингс [733] в своей важной работе Behavior of the Lower Organisms. Распространяя этот подход на людей, сторонники бихевиористского движения, возглавляемые Джоном Уотсоном (1878—1958), отвергали любую теорию, учитывающую мыслительные процессы, на том основании, что интроспекция не может предоставлять надежные свидетельства. Бихе-виористы настаивали на том, что следует изучать только объективные меры восприятия (или стимулы), предъявленные животному, и вытекающие из этого действия (или отклики на стимулы). Такие мыслительные конструкции, как знания, убеждения, цели и последовательные рассуждения, отвергались как ненаучная "обывательская психология". Бихевиоризм позволил многое узнать о крысах и голубях, но оказался менее успешным при изучении людей. Тем не менее это научное направление сохраняло за собой мощные позиции в области психологии (особенно в Соединенных Штатах Америки) в период примерно с 1920 по 1960 годы. Взгляды, согласно которым мозг рассматривается как устройство обработки информации, характерные для представителей когнитивной психологии, прослеживаются, по крайней мере, до работ Уильяма Джеймса (1842-1910). Гельмгольц также утверждал, что восприятие связано с определенной формой подсознательного логического вывода. В Соединенных Штатах такой подход к изучению познавательных процессов был в основном отвергнут из-за широкого распространения бихевиористских взглядов, но на факультете прикладной психологии Кембриджского университета, возглавляемом Фредериком Бартлеттом (1886—1969), удалось организовать проведение широкого спектра работ в области когнитивного моделирования. В своей книге The Nature of Explanation студент и последователь Бартлетта, Кеннет Крэг, привел весомые доводы в пользу допустимости применения таких "мыслительных" терминов, как убеждения и цели, доказав, что они являются не менее научными, чем, скажем, такие термины, применяемые в рассуждениях о газах, как давление и температура, несмотря на то, что речь в них идет о молекулах, которые сами не обладают этими характеристиками. Крэг обозначил следующие три этапа деятельности агента, основанного на знаниях: во-первых, действующий стимул должен быть преобразован во внутреннее представление, во-вторых, с этим представлением должны быть выполнены манипуляции с помощью познавательных процессов для выработки новых внутренних представлений, и, в-третьих, они должны быть, в свою очередь, снова преобразованы в действия. Он наглядно объяснил, почему такой проект является приемлемым для любого агента.
<< В начало < Предыдущая 1 2 Следующая > В конец >> |