Если среда является таковой, что агент после выполнения действия может получить от своих датчиков в том же состоянии новую информацию, то агент сталкивается с проблемой непредвиденных ситуаций. Решение проблемы непредвиденных ситуаций часто принимает форму дерева, в котором каждая ветвь может быть выбрана в зависимости от результатов восприятий, полученных вплоть до этой позиции в дереве. Например, предположим, что агент находится в мире закона Мэрфи и имеет датчик положения и локальный датчик мусора, но не имеет датчика, способного обнаружить мусор в других квадратах. Таким образом, восприятие [L, Dirty] означает, что агент находится в одном из состояний {1,3}. Агент может сформулировать последовательность действий [Suck,Right, Suck]. Всасывание должно было бы перевести текущее состояние в одно из состояний {5,7}, и тогда передвижение вправо перевело бы данное состояние в одно из состояний {6, 8}. Выполнение заключительного действия Suck в состоянии 6 переводит агента в состояние 8, целевое, но выполнение его в состоянии 8 способно снова перевести агента в состояние 6 (согласно закону Мэрфи), и в этом случае данный план оканчивается неудачей. Исследуя пространство доверительных состояний для этой версии задачи, можно легко определить, что ни одна фиксированная последовательность действий не гарантирует решение данной задачи. Однако решение существует, при условии, что мы не будем настаивать на фиксированной последовательности действий: [ Suck, Right, if [R, Dirty] then Suck ] Тем самым дополняется пространство решений для включения возможности выбора действий с учетом непредвиденных ситуаций, возникающих во время выполнения. Многие задачи в реальном, физическом мире усложняются из-за наличия проблемы непредвиденных ситуаций, поскольку точные предсказания в них невозможны. По этой причине многие люди соблюдают предельную осторожность во время пеших прогулок или вождения автомобиля. Иногда проблемы непредвиденных ситуаций допускают чисто последовательные решения. Например, рассмотрим полностью наблюдаемый мир закона Мэрфи. Непредвиденные ситуации возникают, если агент выполняет действие Suck в чистом квадрате, поскольку при этом в данном квадрате может произойти или не произойти отложение мусора. При том условии, что агент никогда не будет очищать чистые квадраты, не будут возникать какие-либо непредвиденные ситуации и поэтому из любого начального состояния можно будет найти последовательное решение. Алгоритмы для решения проблем непредвиденных ситуаций являются более сложными по сравнению с алгоритмами стандартного поиска, приведенными в этой главе; они рассматриваются в главе 12. Кроме того, проблемы непредвиденных ситуаций требуют применения немного иного проекта агента, в котором агент может действовать до того, как найдет гарантированный план. Это полезно, поскольку вместо предварительного обдумывания каждой возможной непредвиденной ситуации, которая могла бы возникнуть во время выполнения, часто бывает лучше приступить к действию и узнать, какие непредвиденные ситуации действительно возникают. После этого агент может продолжать решать свою задачу, принимая в расчет эту дополнительную информацию. Такой тип чередования поиска и выполнения является также полезным при решении проблем исследования (см. раздел 4.5) и при ведении игр (см. главу 6).
|