До сих пор в данной книге изложение было сосредоточено на описании агентов, в которых используются алгоритмы поиска в автономном режиме. Эти агенты вычисляют полное решение, прежде чем ступить в реальный мир (см. листинг 3.1), а затем выполняют это решение, не обращаясь к данным своих восприятий. В отличие от этого любой агент, выполняющий поиск в оперативном режиме, функционирует по методу чередования вычислений и действий: вначале предпринимает действие, затем обозревает среду и вычисляет следующее действие. Поиск в оперативном режиме целесообразно применять в динамических или полудинамических проблемных областях; таковыми являются проблемные области, в которых назначается штраф за то, что агент ведет себя пассивно и вычисляет свои действия слишком долго. Еще более оправданным является использование поиска в оперативном режиме в стохастических проблемных областях. Вообще говоря, результаты любого поиска в автономном режиме должны сопровождаться экспоненциально большим планом действий в непредвиденных ситуациях, в котором учитываются все возможные варианты развития событий, тогда как при поиске в оперативном режиме необходимо учитывать лишь то, что действительно происходит. Например, агент, играющий в шахматы, должен быть настолько хорошо проконсультирован, чтобы мог сделать свой первый ход задолго до того, как станет ясен весь ход игры. Применение поиска в оперативном режиме является необходимым при решении любой задачи исследования, в которой агенту не известны состояния и действия. Агент, находящийся в таком положении полного неведения, должен использовать свои действия в качестве экспериментов для определения того, что делать дальше, и поэтому вынужден чередовать вычисления и действия. Каноническим примером применения поиска в оперативном режиме может служить робот, который помещен в новое здание и должен его исследовать, чтобы составить карту, которую может затем использовать для перехода из точки А в точку В. Примерами алгоритмов поиска в оперативном режиме являются также методы выхода из лабиринтов (как известно, такие знания всегда были нужны вдохновляющим нас на подвиги героям древности). Однако исследование пространства— это не единственная форма познания окружающего мира. Рассмотрим поведение новорожденного ребенка: в его распоряжении есть много возможных действий, но он не знает, к чему приведет выполнение какого-либо из них, а эксперименты проводит лишь в немногих возможных состояниях, которых он может достичь. Постепенное изучение ребенком того, как устроен мир, отчасти представляет собой процесс поиска в оперативном режиме.
|