Главная arrow книги arrow Копия Глава 19. Применение знаний в обучении arrow Обучение с использованием информации о релевантности
Обучение с использованием информации о релевантности

Путешественник, приехавший в Бразилию, о котором говорилось раньше, по-видимому, сумел прийти к достоверному обобщению, касающемуся языка, на котором говорят остальные бразильцы. Полученный этим путешественником логический вывод был основан на его фоновых знаниях, а именно на знаниях о том, что население данной конкретной страны (обычно) говорит на одном и тот же языке. Это утверждение можно выразить в логике первого порядка следующим образом3:

(19.6)

Это высказывание буквально означает: "Если x и у имеют одинаковое гражданство n и х говорит на языке 1, то у также говорит на этом языке". Нетрудно показать, что на основании этого высказывания и следующего наблюдения:

можно прийти к такому заключению):

Высказывания, подобные приведенному в уравнении 19.6, выражают строгую форму релевантности: если известно гражданство человека, то полностью определен язык, на котором он говорит (эту мысль можно выразить иначе — язык определяется функциональной зависимостью от гражданства). Такие высказывания называются функциональными зависимостями, или определениями, и встречаются настолько часто в приложениях определенных типов (например, в спецификациях проектов баз данных), что для их записи используется специальный синтаксис. В этой главе мы будем придерживаться системы обозначений, предложенной Дэвисом [329]:

Как обычно, это обозначение представляет собой синтаксическое упрощение, но оно подчеркивает тот факт, что определение в действительности показывает связь между предикатами; в данном случае гражданство определяет язык. Аналогичным образом могут быть представлены релевантные свойства, определяющие проводимость и плотность:

Соответствующие обобщения следуют логически из определений и наблюдений.