Главная arrow книги arrow Копия Глава 19. Применение знаний в обучении arrow Некоторые простые примеры
Некоторые простые примеры

Рассмотрим некоторые общеизвестные примеры обучения на основе фоновых знаний. При этом необходимо учитывать, что во многих формах поведения, требующих логического вывода релевантных гипотез в связи с поступлением новых результатов наблюдения, не применимы даже самые элементарные принципы чистой индукции.

•    Иногда возникают ситуации, в которых люди сразу же приходят к общим заключениям после одного лишь наблюдения. Перу Гэри Ларсона принадлежит юмористический рисунок, на котором вооруженный очками пещерный человек Зог поджаривает на огне ящерицу, насаженную на заостренную палочку. За ним наблюдает восхищенная толпа его менее интеллектуальных соплеменников, которые до сих пор всегда разогревали свою пищу над огнем, держа ее голыми руками. Этот наглядный пример является достаточным для того, чтобы ознакомить зрителей с общим принципом безболезненного приготовления пищи.

•    В качестве еще одного примера рассмотрим случай, в котором путешественник, прибывший в Бразилию, встречает первого в своей жизни бразильца. Услышав от него речь на португальском языке, путешественник сразу же приходит к выводу, что бразильцы говорят на португальском, но узнав, что его собеседника зовут Фернандо, он не делает вывод, что все бразильцы носят имя Фернандо. Аналогичные примеры можно найти в любой научной области. Например, когда начинающий студент-физик измеряет плотность и проводимость медного образца при определенной температуре, он без колебаний обобщает эти данные на все предметы из меди. Но измерив затем массу этого образца, студент даже не рассматривает такую гипотезу, что все предметы из меди имеют такую же массу. С другой стороны, он может вполне резонно сделать такое обобщение относительно всех монет одинакового достоинства.

• Наконец, рассмотрим случай, в котором незнакомый с фармакологией, но глубоко освоивший специальность диагностики студент-медик присутствует на консультации, которую дает пациенту опытный терапевт. После ряда вопросов и ответов специалист сообщает пациенту, чтобы он прошел курс лечения каким-то конкретным антибиотиком. На основании увиденного студент-медик выводит общее правило, что данный конкретный антибиотик является эффективным средством лечения при данном конкретном типе инфекции.

Все эти случаи относятся к такому типу, в котором использование фоновых знаний обеспечивает гораздо более быстрое обучение по сравнению с тем, чего можно ожидать при использовании программы чисто индуктивного обучения.