Страница 3 из 4 На основании первых трех аксиом Сирл делает вывод, что программы не могут служить достаточным условием для появления разума. Иными словами, агент, в котором функционирует какая-то программа, может оказаться разумным, но он не обязательно становится разумным лишь в силу того, что в нем работает программа. На основании четвертой аксиомы Сирл делает вывод: "Любая другая система, способная порождать разум, должна обладать причинной мощью (по меньшей мере), эквивалентной той, какой обладает мозг". На основании этого он делает вывод, что любой искусственный мозг должен воплощать в себе такую же причинную мощь, как и мозг, а не только работать под управлением конкретной программы, и что мозг человека не вырабатывает мыслительные феномены исключительно благодаря тому, что в нем функционирует какая-то программа. Вывод о том, что применения программ недостаточно для создания разума, действительно следует из этих аксиом, если допускается их вольная интерпретация. Но само обоснование вывода проведено неудовлетворительно — все, что смог доказать Сирл, состоит в том, что если явно отвергнуты принципы функционализма (как было сделано в его третьей аксиоме), то заключение, согласно которому объекты, отличные от мозга, порождают разум, становится необязательным. Это предположение вполне обосновано, поэтому вся дискуссия сводится к тому, может ли быть принята третья аксиома. Согласно Сирлу, весь смысл эксперимента с китайской комнатой состоит в предоставлении интуитивного обоснования для третьей аксиомы. Но реакция других исследователей показывает, что такие интуитивные представления близки по духу только тем, кто уже был склонен соглашаться с идеей, что программы, взятые в чистом виде, не способны вырабатывать истинное понимание.
|