Главная arrow книги arrow Копия Глава 6. Поиск в условиях противодействия arrow Игры
Игры

В главе 2 представлены мультиагентные варианты среды, в которых каждый конкретный агент вынужден принимать во внимание действия других агентов и устанавливать, как они повлияют на его собственное благополучие. Непредсказуемость действий этих прочих агентов может потребовать в процессе решения задачи агентом учета многих возможных непредвиденных ситуаций, как было описано в главе 3. Различие между кооперативными и конкурентными мультиагентными вариантами среды также было показано в главе 2. Наличие конкурентных вариантов среды, в которых цели агентов конфликтуют, приводит к возникновению задач поиска в условиях противодействия, часто называемых играми.

В математической теории игр, одной из ветвей экономики, любые мультиагентные варианты среды рассматриваются как игры, при условии, что влияние каждого агента на других является "значительным", независимо от того, являются ли агенты кооперативными или конкурентными. В искусственном интеллекте "играми" обычно называют довольно специфические формы взаимодействия агентов, которые теоретиками игр именуются как детерминированные, поочередные, охватывающие двух игроков игры с нулевой суммой и с полной информацией. В терминологии, принятой в данной книге, это соответствует детерминированным, полностью наблюдаемым вариантам среды, в которых имеются два агента, обязанных чередовать свои действия, и в которых значения полезности в конце игры всегда равны и противоположны. Например, если один игрок выигрывает игру в шахматы (+1), другой игрок обязательно проигрывает (-1). В подобной ситуации условия противодействия возникают именно из-за такого противопоставления функций полезности агентов. В данной главе будут кратко рассматриваться игры с несколькими игроками, игры с ненулевой суммой и стохастические игры, но надлежащее обсуждение теории игр откладывается до главы 17.

Игры заставляли людей напрягать свои интеллектуальные способности (иногда до угрожающей степени) на протяжении всего существования цивилизации. В силу своего абстрактного характера игры являются привлекательным объектом исследований и в области искусственного интеллекта. Состояние игры можно легко представить, а поведение агентов обычно ограничено небольшим количеством действий, результаты которых определяются с помощью точных правил. Спортивные игры, такие как крокет и хоккей с шайбой, имеют гораздо более сложные описания, значительно больший диапазон возможных действий и довольно неточные правила, определяющие допустимость действий. За исключением проблематики создания робота-футболиста эти спортивные игры не привлекают значительного интереса в сообществе специалистов по искусственному интеллекту.