В данной главе речь идет о том, что означает "мыслить", а также о том, могут ли и должны ли этим заниматься искусственно созданные объекты. Как упоминалось в главе 1, философы размышляли над мировыми проблемами задолго до того, как появились компьютеры, и пытались решить некоторые проблемы, которые по сути относятся к искусственному интеллекту: "Как функционирует разум? Возможно ли, чтобы машины действовали столь же интеллектуально, как люди, а если ответ на этот вопрос является положительным, то будет ли это означать, что они обладают разумом? Каковы этические последствия создания интеллектуальных машин?" Во всех предыдущих главах настоящей книги рассматривались вопросы, касающиеся самого искусственного интеллекта, а здесь мы в рамках одной главы рассмотрим указанные выше философские проблемы. Прежде всего введем некоторую терминологию: утверждение, согласно которому машины, возможно, обладают способностью действовать интеллектуально (по-видимому, эту мысль лучше выразить таким образом, что машины, возможно, способны действовать так, как будто действительно являются интеллектуальными), философы называют гипотезой слабого искусственного интеллекта, а утверждение, что машины действительно мыслят (а не просто имитируют мыслительные процессы), называется гипотезой сильного искусственного интеллекта. Большинство исследователей искусственного интеллекта принимают гипотезу слабого искусственного интеллекта как данную и не задумываются над тем, что может рассматриваться также гипотеза сильного искусственного интеллекта; коль скоро разработанная ими программа успешно функционирует, их не волнует, назовут ли ее работу имитацией интеллекта или настоящим интеллектом. Но всех исследователей искусственного интеллекта должны заботить этические последствия их деятельности.
|