Страница 2 из 3 Если предположить, что знаниями манипулирует физический разум, то возникает следующая проблема — установить источник знаний. Такое научное направление, как эмпиризм, родоначальником которого был Фрэнсис Бекон (1561-1626), автор Нового Органона, можно охарактеризовать высказыванием Джона Локка (1632— 1704): "В человеческом понимании нет ничего, что не проявлялось бы прежде всего в ощущениях". Дэвид Юм (1711 — 1776) в своей книге A Treatise of Human Nature (Трактат о человеческой природе) [705] предложил метод, известный теперь под названием принципа индукции, который состоит в том, что общие правила вырабатываются путем изучения повторяющихся ассоциаций между элементами, которые рассматриваются в этих правилах. Основываясь на работе Людвига Виттгенштейна (1889—1951) и Бертрана Рассела (1872—1970), знаменитый Венский кружок, возглавляемый Рудольфом Карнапом (1891-1970), разработал доктрину Алогического позитивизма. Согласно этой доктрине все знания могут быть охарактеризованы с помощью логических теорий, связанных в конечном итоге с констатирующими предложениями, которые соответствуют входным сенсорным данным. В теории подтверждения Рудольфа Карнапа и Карла Хемпеля (1905—1997) предпринята попытка понять, как знания могут быть приобретены из опыта. В книге Карнапа The Logical Structure of the World [223] определена явно заданная вычислительная процедура для извлечения знаний из результатов элементарных опытов. По-видимому, это —- первая теория мышления как вычислительного процесса. Заключительным элементом в этой картине философских исследований проблемы разума является связь между знаниями и действиями. Данный вопрос для искусственного интеллекта является жизненно важным, поскольку интеллектуальность требует не только размышлений, но и действий. Кроме того, только поняв способы обоснования действий, можно понять, как создать агента, действия которого будут обоснованными (или рациональными). Аристотель утверждал, что действия обоснованы логической связью между целями и знаниями о результатах данного конкретного действия (последняя часть приведенной ниже цитаты Аристотеля на языке оригинала размещена также на обложке данной книги). Характерным примером рассуждений о рациональных действиях являются следующие.
|