Допустим, что при желании мозг человека можно отделить от тела сразу после рождения и поместить в колбу, искусно спроектированную для этой цели. В этой колбе мозг получает питание и опору, а она позволяет ему расти и развиваться. Наряду с тем в мозг подаются электронные сигналы от компьютера, моделирующего полностью вымышленный мир, а моторные сигналы от мозга перехватываются и используются для модификации этой имитации должным образом. В таком случае мозг может иметь психическое состояние DyingForiMe, Hamburger) (страстное желание получить гамбургер), даже несмотря на то, что у него нет тела, которое испытывало бы чувство голода, а также вкусовых рецепторов, чтобы ощутить вкус, к тому же в реальном для мозга (но фактически имитируемом) мире могло бы просто не оказаться гамбургера. Было бы это психическое состояние таким же, какое испытывает мозг в живом теле? Один из способов разрешения этой дилеммы состоит в использовании гипотезы о том, что содержимое психических состояний можно интерпретировать с двух разных точек зрения. В подходе на основе широкого анализа содержимого психические состояния интерпретируются с точки зрения всезнающего внешнего наблюдателя, имеющего доступ к информации обо всей ситуации, который способен замечать любые различия в мире. Поэтому при широком анализе содержимого чувства мозга, живущего в колбе, можно отличить от чувств "обычного" человека. А при узком анализе содержимого учитывается только внутренняя субъективная точка зрения, и при таком подходе чувства, испытываемые тем и другим мозгом, остаются одинаковыми. Уверенность в том, что гамбургер — желанная пища, имеет определенный характер связи с конкретным объектом, поскольку обязательно должен быть кто-то, обладающий уверенностью в таком свойстве гамбургера. Переходя к рассуждениям такого рода, мы вступаем в область познания качества, или собственного опыта (в англоязычной литературе для обозначения этого понятия применяется термин "qualia", происходящий от латинского слова, которое переводится примерно как "именно такие"). Предположим, что в результате какого-то нарушения в нервных путях сетчатки и мозга неким лицом X воспринимается как красный тот цвет, который лицо Y воспринимает как зеленый, и наоборот. В таком случае, увидев один и тот же сигнал светофора, оба они действуют одинаково, но воспринимаемый ими опыт должен быть в определенной степени разным. Оба эти лица могут согласиться, что полученные ими данные восприятия говорят о том, что "свет на светофоре — красный", но сами эти восприятия остаются разными. Поэтому неясно, свидетельствует ли это о том, что они имеют одинаковые или разные психические состояния. Теперь перейдем еще к одному мысленному эксперименту, который относится к вопросу о том, могут ли иметь психические состояния физические объекты, отличные от нейронов человека.
|