Главная arrow книги arrow Копия Глава 26. Философские основания arrow Довод, исходящий из неформализуемости
Довод, исходящий из неформализуемости

Согласно взглядам Дрейфуса, человеческий опыт подразумевает наличие знаний о некоторых правилах, но лишь в качестве "целостного контекста" (или "основы"), в рамках которого действуют люди. Он приводит пример корректного социального поведения при вручении и получении подарков: "Обычно люди, вручая подходящий к случаю подарок, действуют в рамках сложившихся в данном случае обстоятельств". Очевидно, что люди обладают "непосредственным пониманием того, как следует действовать и чего следует ожидать". Такое же утверждение он выдвигает в контексте игры в шахматы: "Шахматисту среднего уровня может потребоваться обдумать следующий ход, а гроссмейстер просто видит, что положение на доске само требует определенного хода ...правильный ответ сам складывается в его голове". Безусловно, нельзя отрицать, что основная часть мыслительных процессов лица, готовящего подарок, или гроссмейстера, выбирающего ход, осуществляется на уровне, недоступном для самоанализа со стороны пытливого разума. Но из этого не следует, что сами эти мыслительные процессы не происходят. Важный вопрос, на который не отвечает Дрейфус, состоит в том, как правильный ход появляется в голове гроссмейстера. Напомним читателю один из комментариев Дэниела Деннета [389], приведенный ниже.

Создается впечатление, будто философы взяли на себя роль толкователей приемов фокусников. Когда их спрашивают, как фокусник ставит свой трюк с распиливанием ассистентки пополам, они объясняют, что в этом нет ничего сложного: фокусник фактически никого не распиливает; он просто заставляет людей верить, что он это делает. Если же философов спрашивают: "Но как ему удается создать такое впечатление?", они отвечают: "Мы в этом не компетентны".

В статье братьев Дрейфус [416] предложен пятиэтапный процесс приобретения опыта, который начинается с обработки полученной информации на основе правил (осуществляемой по такому же принципу, как в GOFAI) и заканчивается приобретением способности мгновенно выбирать правильные ответы. Но внося свое предложение, братья Дрейфус по сути перешли из разряда критиков искусственного интеллекта в разряд его теоретиков — они предложили архитектуру нейронной сети, организованную в виде огромной "библиотеки примеров", указав при этом на несколько проблем. К счастью, все указанные ими проблемы полностью решены, причем некоторые частично, а другие полностью. Упомянутые братьями Дрейфус проблемы перечислены ниже.