Главная arrow книги arrow Копия Глава 22. Общение arrow Библиографические и исторические заметки
Библиографические и исторические заметки

В изданной в 1758 году книге Дэвида Юма Enquiry Concerning the Human Understanding утверждалось, что речь становится связной благодаря действию "трех принципов связи между идеями, а именно: сходство, смежность во времени или пространстве, а также причина или результат". С этого началась долгая история попыток определить отношения связности речи. Множество отношений, которое используется в данной главе, предложено Хоббсом [663]; в [974] представлено более широкое множество, которое включает готовность к принятию решения, свидетельство, обоснование, мотивацию, основание, следствие, предоставление возможностей, использование возможностей, переформулировку утверждения, условие, обстоятельство, причину, соглашение, предысторию и тезис—антитезис. Развитие этой модели привело к созданию теории риторической структуры (Rhetorical Structure Theory— RST), которая, по-видимому, является одной из наиболее перспективных современных теорий [975]. Некоторые примеры, приведенные в настоящей главе, заимствованы из книги, принадлежащей перу Эндрю Келера [756].

В [598] представлена теория связности речи, основанная на изучении сдвига фокуса внимания слушателя, а в [597] предложена близкая к ней теория, основанная на понятии сосредоточения внимания. В [750] собраны важные ранние работы по проблемам речи. Веббер представил модель взаимодействия ограничений синтаксиса и речи в том, что может быть высказано в любом моменте речи [1560], а также описал способ взаимодействия с содержимым речи времен глаголов [1561].

Первый важный результат по индуктивному выводу грамматики оказался отрицательным: Голд [569] показал, что нельзя надежно определить с помощью обучения правильный вариант контекстно-свободной грамматики по множеству строк, полученных с помощью этой грамматики. По сути, его идея состоит в том, что если дано множество строк , то правильная грамматика может либо оказаться всеобъемлющей , либо стать копией входных данных, либо занять какое-то промежуточное положение. Выдающие лингвисты, такие как Хомский [251], [252] и Линкер [1211], [1213], использовали результат Голда для доказательства того, что должна существовать врожденная универсальная грамматика, которой все дети владеют от рождения. При этом особый интерес представляет так называемый довод о бедности стимула (Poverty of the Stimulus), согласно которому дети не получают другой входной языковой информации, кроме положительных примеров: их родители и сверстники главным образом вырабатывают точные примеры используемого ими языка и очень редко исправляют ошибки. Таким образом, поскольку Голд доказал, что определение с помощью обучения контекстно-свободной грамматики на основании положительных примеров является невозможным, то дети уже обязаны "знать" эту грамматику и в процессе обучения языку просто настраивают некоторые параметры этой врожденной грамматики и учат словарь. Хотя эти доводы продолжают повторять многие лингвисты школы Хомского, они были опровергнуты некоторыми другими лингвистами [436], [1243] и большинством ученых, работающих в области компьютерных наук. Еще в 1969 году Хорнинг [679] показал, что с помощью такого