Главная arrow книги arrow Копия Глава 25. Робототехника arrow Библиографические и исторические заметки
Библиографические и исторические заметки

Литературу по робототехническим исследованиям можно разделить приблизительно на две части: мобильные роботы и стационарные манипуляторы. Первым автономным мобильным роботом можно считать "черепаху" Грея Уолтера, которая была создана в 1948 году, хотя ее система управления не была программируемой.

Робот "Зверь Хопкинса" (Hopkins Beast), созданный в начале 1960-х годов в Университете Джона Хопкинса, был гораздо более сложным; он имел аппаратные средства распознавания образов и был способен обнаружить крышку стандартной розетки питания переменным током. Этот робот обладал способностью находить розетки, подключаться к ним и перезаряжать свои аккумуляторы! Тем не менее "Зверь" имел ограниченный набор навыков. Первым мобильным роботом общего назначения был "Shakey", разработанный в конце 1990-х годов в институте, называвшемся тогда Станфордским научно-исследовательским институтом (Stanford Research Institute; теперь он носит название SRI) [466], [1143]. "Shakey" был первым роботом, в котором объединялись функции восприятия, планирования и выполнения, и это замечательное достижение оказало влияние на многие дальнейшие исследования по искусственному интеллекту. К другим важным проектам относятся Stanford Cart и CMU Rover [1082]. В [303] описано классическое исследование по автономным транспортным средствам.

В основе развития области робототехнической картографии лежат два различных источника. Первое направление начиналось с работы Смита и Чизмена [1440], которые применяли фильтры Калмана для одновременного решения задач локализации и составления карты. Разработанный ими алгоритм был впервые реализован в исследовании, описанном в [1095], а в дальнейшем дополнен в [912]. В [400] описано современное состояние дел в этой области. Второе направление началось с разработки представления в виде сетки занятости для вероятностной картографии, в которой задается вероятность того, что каждый участок (х,у) занят некоторым препятствием [1083]. Обзор современного состояния дел в робототехнической картографии можно найти в [1508]. Одной из первых работ, в которой было предложено использовать топологическую, а не метрическую картографию, стимулом для которой послужили модели пространственного познания человека, была [863].