Главная arrow книги arrow Копия Глава 26. Философские основания arrow Библиографические и исторические заметки
Библиографические и исторические заметки

Функционализм — это философия разума, которая зародилась под влиянием искусственного интеллекта наиболее естественным образом, поэтому критика функционализма часто принимает форму критики искусственного интеллекта (как в случае воззрений философа Сирла). Следуя классификации, используемой Блоком [138], мы можем различить несколько видов функционализма. Теория функциональной спецификации [923], [925] представляет собой одну из разновидностей теории идентичности состояний мозга, в которой выбираются состояния мозга, подлежащие идентификации с психическими состояниями на основе их функциональной роли. А теория идентичности функционального состояния [1246], [1248] более полно основана на машинной аналогии. В ней психические состояния идентифицируются не с физическими состояниями мозга, а с абстрактными вычислительными состояниями мозга, явно рассматриваемого как вычислительное устройство. Предполагается, что эти абстрактные состояния не зависят от конкретной физической композиции мозга, а это заставляет думать, что теория идентичности функциональных состояний представляет собой одну из форм дуализма!

И теория идентичности состояний мозга, и различные формы функционализма подвергаются атакам со стороны философов, утверждающих, что в этих взглядах не учитывается качественный аспект психических состояний или "аспект их подобия" [1110]. С другой стороны, Сирл сосредоточивается не на этом вопросе, а на том, что функционализм якобы не позволяет учитывать целенаправленность [1376], [1377], [1379]. В [259] приведено опровержение критических взглядов обоих этих типов.

Отличием элиминирующего материализма [258], [1301] от всех других ведущих теорий в философии разума является то, что в нем не предпринимаются попытки обосновать правильность представлений "народной психологии" или обыденных представлений о разуме; вместо этого подобные взгляды отвергаются как ложные и предпринимается попытка заменить их чисто научной теорией разума. В принципе эта научная теория могла бы быть лучше развита в рамках классического искусственного интеллекта, но на практике приверженцы элиминирующего материализма склонны к проведению исследований в области неврологии и нейронных сетей [260] на том основании, что классический искусственный интеллект, особенно исследования в области "представления знаний", описанные в главе 10, как правило, исходят из истинности "народной психологии". Хотя точка зрения, основанная на "целенаправленной позиции" [387], может рассматриваться как соответствующая принципам функционализма, ее, возможно, следует вместо этого считать одной из форм элиминирующего материализма, поскольку предполагается, что принятие "целенаправленной позиции" не отражает каких-либо объективных свойств агента, по отношению к которым занята эта позиция. Следует также отметить такую возможность, что позиция элиминирующего материализма будет принята в отношении одних аспектов мыслительной деятельности, тогда как в отношении других будет принят какой-то другой подход. Например, Деннет [388] выдвигает гораздо более строгие требования по устранению из сферы анализа (в рамках элиминирующего материализма) понятия качества, чем понятия целенаправленности.